Описание различных систем VTEC
Описание различных систем VTEC.
Ниже описаны четыре различные системы VTEC: DOHC VTEC, SOHC VTEC, VTEC-E и 3-stage VTEC. Хотя они и различаются, но, как мы уже сказали, общий принцип работы у них одинаковый: использование для конкpетного клапана различных (по профилю) кулачков, в зависимости от текущего режима работы двигателя. Система, на самом деле, очень проста и потому надежна.
Система DOHC VTEC.
На самом деле система VTEC разработана и реализована более десяти лет назад! В апреле 1989 года в Японии было представлено новое поколение автомобилей Honda Integra, на некоторых модификациях которых (XSi, RSi, кузова E-DA6, E-DA6) стоял, поразительный в то время, двигатель DOHC, который мог дать 100 л.с. (без “турбо”) с одного литра (!!!) рабочего объема и, при этом, отличался - отличной тягой “на низах”, топливной экономичностью и экологической чистотой. Это был легендарный B16A, действительно фантастический двигатель, который с небольшими изменениями выпускается и по сей день. На этом двигателе установлена система DOHC VTEC, особенности которой в следующем:
- Два распределительных вала, 4 клапана на цилиндр
- Использование рокеров
- На каждые два клапана приходится три кулачка на распределительном вале
- Система VTEC используется на обоих распредвалах (как впускном, так и выпускном)
Система DOHC VTEC имеет два режима:
- В обычном режиме каждый клапан управляется своим кулачком (это внешние кулачки в каждой тройке)
- В режиме же максимальной мощности оба клапана управляются одним центральным кулачком
Основное назначение системы DOHC VTEC - достижение высокой мощности ( >100 л.с./л) и, при этом, хорошая тяга “на низах”.
Система SOHC VTEC.
Эта система появилась несколько позднее DOHC. Обновленный “старичок” D15B (130 л.с., 1.5 л) - один из первых двигателей использующий SOHC VTEC. Данный двигатель устанавливался на Honda Civic с 1991 года. Отличительными особенностями этой системы являются:
- Один распределительный вал и 4 клапана на цилиндр
- Использование роликовых коромысел
- На каждые два впускных клапана приходится три кулачка
- Система VTEC используется только для впускных клапанов
- Провод для свечи проходит между коромыслами выпускных клапанов
Система SOHC VTEC имеет два режима работы, которые аналогичны режимам DOHC VTEC. Может показаться, что SOHC VTEC в чем-то хуже, чем DOHC VTEC. Но это вовсе не так, SOHC VTEC даже имеет некоторые преимущества - это простота конструкции, меньшая ширина двигателя, меньший вес и возможность достаточно легко модернизировать ей двигатели предыдущего поколения (D15B, ZC/D16A).
Назначение системы SOHC VTEC, вобщем, такое же как и у DOHC VTEC, но не столь сильно выраженное, а скорее для слабофоpсиpованных двигателей - сглаживание кривой крутящего момента.