Описание различных систем VTEC
Система SOHC VTEC-E.
Система SOHC VTEC-E появилась практически одновременно с SOHC VTEC и конструктивно весьма схожа с ней. Но эта система, не смотря на схожесть, используется совершенно для других целей. Для того, чтобы понять какие цели преследует SOHC VTEC-E, посмотрим ее особенности:
- Один распределительный вал и 4 клапана на цилиндр
- Используются роликовые коромысла
- На каждые два впускных клапана приходится два кулачка, один из которых представляет собой просто кольцо
- Система VTEC используется только для впускных клапанов
- Провод для свечи проходит между коромыслами выпускных клапанов
SOHC VTEC-E так же имеет два режима работы:
- При небольших оборотах оба впускных клапана управляются своими кулачками, но поскольку один из этих кулачков является кольцом, реально работает только второй клапан. Плюс за счет несимметричности потока поступающей горючей смеси (один клапан закрыт, а второй открыт) возникают завихрения, которые позволяют работать на довольно бедной смеси.
- При увеличении оборотов срабатывает система VTEC и оба клапана начинают управляться одним нормальным кулачком.
Основная цель применения подобной системы - заметное снижение расхода топлива и улучшение экологических показаний. Но следует учитывать, что удельная мощность двигателей с SOHC VTEC-E может оказаться меньше аналогичных двигателей даже без системы VTEC.
Система 3-stage SOHC VTEC.
Эта система появилась в 1995 году на двигателе D15B, устанавливаемом на Honda Civic. Система 3-stage SOHC VTEC представляет собой объединение двух диаметрально противоположных по назначению систем: SOHC VTEC и SOHC VTEC-E. Отличительные особенности 3-stage SOHC VTEC в следующем:
- Один распределительный вал и 4 клапана на цилиндр
- Используются коромысла
- На каждые два впускных клапана приходится три кулачка, один из которых как и у SOHC VTEC-E представляет собой кольцо
- Система VTEC используется только для впускных клапанов
- Провод для свечи проходит между коромыслами выпускных клапанов
Как следует из названия, система 3-stage SOHC VTEC имеет три режима работы:
- Первый режим аналогичен первому режиму SOHC VTEC-E.
- Во втором режиме 3-stage SOHC VTEC, также как у SOHC VTEC-E, оба клапана управляются нормальным крайним кулачком.
- При переходе к третьему режиму (режиму максимальной мощности) - оба клапана управляются одним высоким центральным кулачком.
Система 3-stage SOHC VTEC по своему назначению весьма универсальна, так, например, упомянутый выше двигатель D15B с с системой 3-stage SOHC VTEC имеет очень неплохую удельную мощность (130/1.5=86.(6) л.с./л), но пpи этом двигатель и в экономичном режиме, где расход топлива, пpи движении с постоянной скоростью 60 км/ч, составляет около 3.5 л на 100 км.
Вобщем, как Вы можете убедиться, пpименение систем VTEC весьма разнообразно, и вовсе не ограничивается целью достижения максимальной мощности двигателя.